Подорожі 74 дописи з фотографіями
Ереван
Один день в столице Армении. Посмотрел на речку Раздан, здания в центре, сходил пешком до Эребуни и назад.
В аэропорту мы ждали несколько часов до утра, чтобы уехать дёшево на маршрутке № 18 и не морочиться c бронированием хостела из-за половины ночи. Рейсов немного, большую часть ночи в аэропорту пустынно.
Здание аэропорта новое, в окнах некоторые стёкла — цветные, и к утру на полу и многочисленных трубах начинают ползать разнообразные проекции цветных прямоугольников.
Маленькая детская площадка рядом с большой рекламой коньяка.
Ночью никак не подсвечивается расположенное рядом советское здание аэропорта, отчего его совсем не видно метров c 50. Утром солнце высветило для нас этот ценный экземпляр архитектуры, построенный в 1980–1981.
Старое и новое.
Показались и горы. Это Арагац, самая высокая точка Армении на её текущей политической карте. По прямой до вершины 43 километра.
Если, выходя из аэропорта, пойти сразу вправо, подняться по небольшой лестнице и пройти метров 30 в сторону трёх ближайших жилых многоэтажек, попадёте на остановку маршруток 17 и 18. Самые обыкновенные маршрутки, маленькие «Газели», в которых упираешься плечами в потолок. На 18-й можно доехать до железнодорожного вокзала и центра за 200 драмов, что во время нашей поездки равнялось половине доллара. Если у вас мало багажа и вы приехали не ночью — едьте маршруткой. По пути она порядочно набивается, но от аэропорта отходит полупустая.
Из верхних квартир в этих потрёпанных многоэтажках около остановки открывается один из самых лучших видов — жильцам видно не только Арарат, скрытый от пешеходов зданиями аэропорта, но и взлётно-посадочную полосу сбоку. Квартиры-мечты споттеров, воистину.
Арарат становится виден через 30 секунд после отъезда от остановки и остаётся виден почти отовсюду в Ереване. Едем через пригород Еревана Паракар.
По пути к вокзалу город приземист и сер, а ближе к центру вырастает и коричневеет. Вылезли из маршрутки около вокзала, удивляемся архитектуре.
Мощный вокзал сейчас подзаброшен. Во время нашей поездки здесь ходил только один поезд, в Тбилиси и обратно, в составе 4 вагона и вагон-ресторан. Касса вокзала начинает работать c десяти утра. Эпицентр заброшенности вокзала находится в его платном (100 драмов) туалете. Тётка, принимающая оплату, большую часть смены спит. При этом всём работает вайфай.
Снаружи 2013-й год, а в зале нас встретил такой вот агитплакат.
Красивые крытые платформы на фоне Араратов, большого и малого. Википедия говорит, что Араратом гору назвали не армяне и не так давно, под влиянием известного христианского мифа. Раньше армяне гору называли Масис («большой»), турки и сейчас называют её Агри даг.
Рядом c вокзалом — наземная станция метро «Сасунци Давид». Наверное, вагоны все красят в оранжевый, я не обратил внимания. В составе по 4 вагона, иногда может быть и по три.
На станциях тоже есть вайфай (именно на этой ещё и вокзальный), но при этом нельзя фотографировать. На платформе станции Еритасардакан, когда я сфоткал автомат c шоколадками и водой, откуда ни возьмись подбежал мужичок в штатской одежде. Фотку я удалил, но попробую восстановить ради интереса.
Направились в музей Параджанова. Пока шли, не переставали дивиться мощи ереванской архитектуры. Площадь России. В башне — штаб какой-то партии, говорит викимапия, а справа дом с другой башней и часами — горсовет.
Все дома, как важные государственные, так и жилые, поражают.
Музей стоит на высоком берегу ущелья, в котором течёт речка Раздан. Виден старый стадион «Hrazdan».
Внизу привлекательно виднеется пешеходный мост через речку.
Спустился по пыльным (вокруг — стройка) дорогам и тропинкам вниз. Обнаружил, что над Разданом (выше него метров на 25) параллельно реке течёт какой-то канал.
В склон встроено что-то заброшенное c арками, исписанное снаружи названиями рок-групп. К этой постройке ведут когда-то парадные, а теперь заросшие, ступеньки. Может, советское кафе тут было. Ага! Забыл про Викимапию, а она говорит, что это конечная станция ереванской детской железной дороги. Называется станция «Пионеракан». Так что, по-видимому, ДЖД в Ереване не работает.
Рядом c каналом зарастают дорожки паркового комплекса вокруг стадиона. Дорожка вроде должна вести на упомянутый выше пешеходный мост.
Ведёт, но залезайте как-то сами, нижние секции ступенек c этой и второй, симметричной лестницы, сняты. Не думаю, что украдены. Похоже, специально, чтобы немного ограничить брожение по заброшенному парку или мосту, если он немного аварийный, например.
Забрался на мост. В одном его торце, который со стороны канала, стоит небольшая насосная станция.
Вид на Раздан c моста таков:
Не хотел тратить лишние 700 драм, но сходил в музей Параджанова и потратил. Узнал, что кроме режиссуры он делал интересные, довольно безумные коллажи. В музее не фоткал. Вид на музей Параджанова снизу:
Сходили на центральную площадь Республики. Площадь обрамлена крутейшими коричневыми зданиями — это отели, исторический музей (художественный на верхних пяти этажах), дом правительства и главпочтамт.
В главпочтамт мы зашли отправить пару открыток. Внутри главпочтамт освещается несколькими сорокаваттными лампочками, всё старое. Сильно контрастирует c парадным фасадом. Непонятная композиция на столе в центре комнаты. Подставка — явно дорожный знак 3.34 «остановка запрещена».
Дальше мы разделились — я не захотел прятаться в четыре стены пяти этажей национальной художественной галереи, а пошёл пешком в сторону крепости Эребуни.
В Ереване пешеходные зебры — жёлтые.
Постирки сушатся чуть ли не везде — на домах в центре не меньше, чем на окраинах.
Некоторые завешивают балконы большими простынями и одеялами вместо остекления. Как по мне, так лучше. Захотел — снял, захотел — повесил обратно. c остеклением не так легко.
Искусственный пруд, который называется то Вардавар, то Тохмах, расположен в парке, обновлённом по случаю политической дружбы Еревана c французским городом Лион. Тогдашний (может, и теперешний) мэр Карапетян на церемонии открытия сказал, что надеется на то, что парк станет любимым местом отдыха горожан. Это вряд ли. Делать в нём и в округе нечего, разве что в ресторан у озерца сходить, но он похож на дорогой. Парк-то аккуратный, но какой-то слишком пластиковый, я даже поколебался перед закрытыми воротами, зайти в него или это что-то частное. Но зашёл, калитка была открыта. Видел на газоне женщину, которая буквально перебирала все травинки, выбирая мусор, стоя на четвереньках. Отдыхающих в парке я насчитал около 7 человек. Но дружба городами это хорошо, и раз уж надо было сделать ей символ, то этот парк — хороший тому способ.
В пруду много рыбы, которая терпеливо ждёт корма в мутной воде у берегов, но боится, когда поднимается рука c фотоаппаратом. Викимапия сообщает, что пруд предназначен для рыбалки. Это тоже не похоже на правду — лодочных станций не заметил, а торчать в лодке посреди пластикового пруда у всех на виду как-то странно, наверное.
Ещё километр-полтора и я пришёл к холму Арин-Берд, на котором стоят развалины Эребуни.
Тут когда-то ходил трамвай.
Теперь остался троллейбус № 2, тут у него конечная и едет он мимо вокзала, я его там заметил, хотя сам не покатался.
Кстати, видите, мужик бежит в штанах? Все люди в Ереване в это время ещё ходят в штанах и серьёзной обуви, даже 80% женщин. А на дворе жарко, между прочим. При этом женщина в кассе Эребуни удивляется, как это, наверх в жару без кепок или зонтиков, а сама при этом сидит в штанах целый день.
Посещение Эребуни — платное: 1000 драм, включая музей выкопанных штуковин внизу. Возможно, можно сходить только на гору, минуя музей и за меньшую цену — есть отдельная касса у начала подъёма. Подъём пешком по аккуратной лестнице.
Забравшись наверх, снял панорамку:
Развалины симпатичные. Видно широко. В том числе виден песочного цвета отдалённый жилой массив со звучным названием Нор Норк.
Рисунок на стене вряд ли тех времён. А если таки тех, то удивительно.
Если роспись древняя, то разрешили бы разве выцарапывать на ней современное?
Пошёл обратно до метро на вокзале. В Ереване очень часто стоят общедоступные питьевые фонтанчики. У здания вокзала их два и они были в архитектурном проекте, судя по тому, что расставлены симметрично от главного входа. А вот этот фонтанчик на улице Сасунци Давида — самой изощрённой формы из мною встреченных.
Таблички остановок без названия — оказывается, проблема не только Украины. Обвиняю в этом капитализм, по крайней мере, его форму в наших многострадальных краях — просто жалко денег на краску и время на набор многочисленных названий.
Дома по улице Сасунци Давида серые, пока далеко от вокзала. За пару сотен метров до слияния c проспектом дома на улице приобретают ереванский парадный коричневый цвет.
Дальше мы снова собрались вместе и пошли смотреть каскад, пока не очень представляя себе, что это. По пути: автобусная остановка у главной площади стоит прямо на краю тротуара, можно подножки машинам делать.
А каскад, товарищи, это нечто родственное египетским пирамидам и перуанскому Мачу-пикчу, совмещённое c арт-галереями и музеем современного искусства, а сверху у него стоит стелла, похожая на советскую.
Взойти на самый верх не каждый сможет. Для тех, кто не сможет, на помощь прийдет транспорт — сверху проходит одна из городских артерий. Ну, лично я смог, даже интересно было попробовать.
Кусок каскада под самым выходом к финальной стелле ещё строится, стройку обходят по временному проходу и по улице рядом.
Сверху, говорят, вид на Арарат хорош в закат, но нам надо было на поезд.
В Ереване очень чисто — я совсем нигде не видел мусора, даже около стройки под музеем Параджанова. Значит, не только убирают, но и не сорят.
Ссылки
Сайт дома-музея Сергея Параджанова Ереван на русской Википедии