Подорожі 74 дописи з фотографіями
Стамбул
Город контрастов на семи холмах.
Кабинки четырёхсотметровой канатной дороги Мачка—Ташкишла. Всего кабинок — четыре. Две туда, и две навстречу.
Внизу — парк Мачка.
Туристов в местах паломничества и транспортных узлах так много, что из их мяса можно построить новый мост через Босфор. Кирпич из меня, пожалуйста, где-нибудь повыше разместите.
Вот улица Истикляль. Непонятно, почему привлекает туристов.
Автомат для платной зарядки мобилок. Заряжать по-турецки — «шарж».
Одна из достопримечательностей — фуникулёр Тюнель. Это современный поезд в старом туннеле. Ехать минуты две, остановок тоже две. Иногда может быть полезен именно как средство передвижения от Каракёя до метро Сишане. Хотя, для бедных украинцев лучший транспорт в Стамбуле — это свои ноги.
Набережная в районе Ортакёй и Босфорский мост с тянучкой.
Тут принято есть блюдо фаст-фуда «кумпир» — крупные печёные картофелины с начинкой на выбор. Кумпиры бойко продаются из целого ряда киосков-забегаловок, и все их жрут. Делать тут больше и нечего, разве что на корабли смотреть.
* * *
Фрагмент не самой большой очереди в Софию. Слева кусок очереди, думаю, за музейной картой. Я не пошёл в Софию.
В Софию можно идти, если ты инвалид. В этом грустном случае пропускают без очереди и бесплатно. Только удостоверение не забывайте, в какой бы стране оно ни было выдано. Без него — за деньги.
Очередь в дворец Топкапы поменьше, но тоже непривлекательная. Не участвовал. Очереди в цистерну и Долмабахче такие же неприемлемые.
* * *
Сквозь акведук Валента проходит одна из важных стамбульских дорог.
Стамбульское метро.
Стамбульский трамвай. Маршрут T1 полезен для туристов, поскольку проезжает несколько главных мест культурного паломничества.
Побывал в турецких междугородных автобусах, которые тут вместо поездов. Главный автовокзал Стамбула — многоэтажный бетонный монстр.
Причалы автобусов — со внешних сторон большого прямоугольника. Кассы — на внутренней. Касс много, у каждого перевозчика — своя, вернее, свои, разделённые по направлениям. У «крутых» кассы больше и общее их количество — тоже. Самый крутой перевозчик — Metro.
Внутри прямоугольника — площадь для подъезда такси и прочих мелких машин. По этой площади пассажиры из касс идут к центру прямоугольника, в котором находится вход на станцию метро Otogar и забегаловки с чаем.
В автобусах дают пить и (в самых крутых) печеньки. Включено в стоимость проезда. В спинки кресел вмонтированы экраны. В них есть несколько фильмов, телеканалов, какая-то музыка. Иногда (не всегда) медленный интернет. Всегда есть юсб-гнёзда для флэшек или зарядки мобил. Иногда — прямой эфир с видеорегистратора, и это прекрасно. Здесь, кстати, система HGS на экране — автоматическая оплата проезда по шоссе. Только видно плохо, согласен.
К монитору прилагаются наушники. Мне всегда попадались старые, со сломанным проводом, а другим попадались нормальные. Иногда в экранчике есть карта с положением автобуса. Иногда экранчик — это планшет с Андроидом, из которого убрано почти всё лишнее. Во всех автобусах экраны, набор функций, интерфейс, контент и наушники — разные.
Билетов на автобусы из Стамбула может не быть в воскресенье вечером. Покупайте заранее. Мы разок попали в такую ситуацию, и если бы моя сестра не знала турецкий, мы бы не поняли, что частник перед кассами собирает левый автобус в полтора раза дороже обычного, и искали бы ночлег в Стамбуле.
* * *
Вид на Босфор и Мраморное море в конце парка Гюльхане полностью занят кафешками. Цены там совсем не для украинцев, но, к чести забегаловок, они не против, если просто заходят посмотреть. Дамы и господа, пролив Босфор, или межстамбулие.
Стамбульские жд-вокзалы работают, как достопримечательности. Поезда не ходят. Во-первых, сейчас железные дороги переделывают, во-вторых, у турков сложные отношения с железными дорогами. Они их не любят, предпочитая автобусы. Неработающая касса на вокзале Хайдарпаша:
Вокзал Хайдарпаша выдаётся в море с азиатского берега, рядом с причалом Кадикёй. Вокзал красивый, старый. Когда возобновится движение поездов, этот вокзал будет очень полезным для поездок на восток от Стамбула.
Здание вокзала, на мой взгляд, напоминает вокзал в Штутгарте, где я случайно разок был. Буква «П», верхняя палка — это фасад с основным входом и кассовый зал; боковые штрихи — всякие кабинеты вокзала, может, ресторан-другой. А посередине, внутри буквы «П», тупики жд-полотен с поездами. Да что далеко ходить — в Одессе тоже похожая планировка вокзала.
Вокзал Сиркеджи. Здесь открыто ждут туристов. Поскольку воспетый поезд «Восточный экспресс» приезжал именно сюда, некоторых это место интересует. Вход бесплатен. На путях стоит состав сидячих пассажирских вагонов, в них можно зайти.
* * *
Место под названием Румели Каваи — приятный отдых от большого города. Здесь тихо и много рыбацких лодок. Километрах в трёх отсюда строится третий мост через Босфор.
На противоположном берегу — Анадолу Каваи и генуэзская крепость.
Ещё в 10 км на север — Румелифенери, спокойный посёлок у соединения Босфора с Чёрным морем. Немногочисленных туристов привлекает именно место встречи двух географических названий.
Тут тоже есть остатки крепости.
Вид на черноморский вход в Босфор с местным псом.
* * *
Сплавали на пароме на Принцевы острова. Паромы сопровождаются чайками, привыкшими, что их подкармливают. Некоторые пассажиры с телеобъективами кидают прожорливым птицам несъедобные предметы ради фоток. Из парома видно полностью застроенный холм, среди прочего.
Погуляли пару часов по острову Бюйюкада. Здешние дома похожи на нежилые декорации, как мне показалось.
С острова виден Стамбул.
Самое живое здание, если не считать лёгкого безумия возле причалов — местное отделение налоговой. Налоговый рай — это здесь.
Движение автомобилей на острове сильно ограничено, но не запрещено полностью. Как минимум, проезжают мусоровозы и полиция. Пошлые конные упряжки за немалые деньги возят туристов по одному маршруту. Лошадей много, и маршрут провонялся конским дерьмом.
Рыбаки на фоне азиатской стороны города.
* * *
Стамбул около Кадикёя похож на Берлин. Никакого туризма, просто город. У причала Кадикёй тусят неформалы.
Поезд на линии метро «Мармарай», которую относительно недавно прорыли под Босфором.
А теперь он же изнутри.
* * *
Плывём по Золотому рогу. Рулевой рулит.
Приплыли на причал Хаскёй. Тут пешеходы не предусмотрены, тротуара для них почти нет.
Знатоки уже поняли, что мы идём в музей одного из главных турецких богатеев — Рахми Коча — смотреть на машинки,
силуэты чаек сквозь полупрозрачный навес
и самолёты.
Это гибрид музея и парка развлечений. Сюда водят группами детей. В первый раз за всю Турцию здесь я увидел еду дешевле одной лиры, это было мороженое.
Турецкие солдаты на сером военном дебаркадере.
Стамбульская пробка — довольно неприятная вещь. Можно только посочувствовать тем, кому нужно проехать сквозь Стамбул в час пик.