Путешествия 58 рассказов с фотографиями

Киев, Жуков остров весной

10 февраля 6 апреля 2008

В этот раз целью было добраться на самый конец Жукова — узкий мыс, смотрящий прямо на остров Ольгин. Было неизвестно, можно ли пройти туда вообще через склад песка Київміськбуда, который как раз между целью и дорогой к ней. Что-то раньше никак не получалось сюда завернуть.

Приехал, как всегда, на Корчеватое и пошёл на Жуков, в этот раз стараясь идти все время по берегу р. Коник, чтобы он справа был. Прошёл повороты на две дороги, по которым раньше ходил, и забрел куда-то, где тропинка узкая и заросшая. Удивился, в общем. Думал, уже везде на Жуковом был. Набрел на руины деревянного моста.

сломанный деревянный мост

Я на совесть проверил возможность перепрыгнуть или положить обломки поудобнее. Там не очень мелко, а от большого куска, что посередине дрейфует, до противоположного берега далеко. Мне как раз на тот берег и надо было. Прошёл ещё вперед, посмотрел — дальше тоже вода. В ней ещё холодильник плавал.

Пришлось отступать. Отступал не по тропинке, а серьёзно, сквозь :) Набрёл невдалеке на перемычку, воспользовался.

перемычка через затоку

Снято уже с нужного берега.

На этом берегу уже знакомые луга. Только зелёные и по льду не пройдёшь, надо все обходить.

луга и лужи на Жуковом острове

По пути начали встречаться люди. А я стал узнавать картину, увиденную зимой. В этом месте всё окончательно состыковалось:

разломленное дерево весной

На Жуковом заправляет омела. Вот сильно пострадавшие деревья, которым, наверное, уже недолго осталось:

омела на деревьях

Я сходил посмотрел на берег в этом месте Коника. На противоположном берегу интересно:

два отношения

Cправа корпорация «УкрАвто» торгует автомобилями. Слева ещё не знаю точно, завод какой-то.

Сбегал назад, перешёл по мостику и пошёл опять на берег Коника смотреть рыбацко-выпивошью халабуду, которую я зумом видел ещё от плавающего холодильника около руин моста:

халабуда рыбаков и выпивох

Один рыбак катался на плоскодонке неподалеку и жрал. За два дня я видел несколько людей на лодках, и большинство из них жрали.

жрущий рыбак в лодке

Сфоткал красивую дорожку:

вьющаяся дорога на Жуковом

Вышел на дорогу с острова Водников. Пока шёл по ней к развилке, удивлялся, как людей угораздило здесь убиться. Да, машины тут ездят, хоть и немного. Некоторые быстро. Но как можно позволить себе сдохнуть в заповеднике среди всяких деревьев, болот, прудов, сталинских туннелей и мостиков? Кстати, может, кости принадлежат кому-то из погибших?

места летальных исходов на Жукове

Видел также пару жаб и кошку, которых не спас их инстинкт самосохранения. Жалко.

Ещё когда около Корчеватого шел, думал, что прикольно было бы организовать уборку мусора на Жуковом. Как-нибудь серьёзно. Но, чем дальше шёл, тем яснее становился масштаб проблемы. Сначала в труднодоступном месте увидел пару куч старого строительного мусора. Потом холодильник в воде. А потом вот это:

бетонный мусор на Жуковом

Бетонные, тяжелые. Много. За кадром ещё куски бетонных труб. Вот такой тут заповедник. Может быть, из бетонного лома делали дамбу, по которой дорога проложена? Не знаю.

Розвилка. Зупинка на вимогу

Зашёл на туннель по-быстрому. Смешно было: подхожу в деловом целеустремленном темпе, а у туннеля стоят серьёзные исследователи — с машиной, все такое, и что-то усиленно обдумывают. Я молча прохожу прямо между одним из них, машиной и походным стульчиком, и, не меняя темпа и не оборачиваясь, иду по крыше, будто это делаю каждый день. А что? Туннель этот — мелочь недостроенная по сравнению, скажем, с туннелем под Ла-Маншем. Или, вон есть планы построить в Киеве туннель от Левобережной до универмага «Украина». А этот, сталинский, что по сравнению с перечисленными? Недоделанная фигня, которую ещё и спрятать попытались. Копать, чтобы закопать. Ходить по туннелю и около почти совсем неинтересно. Наверное, интересно подводную экспедицию внутрь сделать при полной амуниции (вода, правда, страшная, чёрная). Я пришел, чтобы отметиться: был на туннеле в разные времена года. Слезать по крюкам в теплое время года оказалось страшнее из-за мертвой воды внизу. Брр!

черная вода у входа в туннель

Обратно с полкилометра к развилке, по дороге. Едут какие-то велотуристы. Явно туннель смотреть. Думаю, неправильно едут, надо было с другого конца, где на крышу заехать можно.

Продвинулся за развилку, в неизведанное. Оттуда и туда снуют «порше», «ауди» и т.д., большинство чёрные и модели поновее. Строятся там две-три базы отдыха, одна из них стоянку себе только строит, зато длиннющую. Дорога некоторое время скучная — справа надоевшие уже лес и мрачные пруды, слева противный непроглядный забор.

За «Маячком», куда постеснялся зайти, свернул на песчаную дорогу — по карте так казалось короче. Заглянул на Днепр, точнее, затоку Старик. Там красивый пляж. Вот остров Водников на противоположном берегу:

рыбак на Жуковом и кран на Водников
табличка про злую собаку

Конечно, уже когда уходил с этого очень красивого пляжа, оказалось, что тут есть злая собака :) Так и не встретились. Правда, иногда лай доносился из-за кустьев.

Ну, а дальше была длинная почти прямая дорога к складу песка. Мимо ресторанчика «Днепровская ривьера», мимо машин рыбаков. Встретил снова тех же велотуристов, они опять ехали мне навстречу. Позлорадствовал — понял, что они только до ворот склада песка доехали. Обогнали они меня, ясно, когда я рыбака с краном фоткал в гостях у злой собаки.

камни на берегу Днепра

Газопровод

Поднадоел мне он. Где только я его не видел! То, что видно на карте сверху, тяжело вяжется с точками, где встречаются знаки. Видимо, он разветвлённый. На карте видны несколько полос в Днепре, а по берегам видна вырубка и каналы. Это вот на пути от «Ривьеры» к складу песка и трубы под водой:

Трубы под водой, спутниковый снимок Второй знак на правом берегу Первые два знака на левом берегу Вторые два знака на левом берегу Третий (из сфотканных) знак на правом берегу Первый знак на правом берегу

Думаю, такой знак запрещает бросать якорь вблизи него. Когда-то мы видели такой знак в зарослях около устья Лыбеди — теперь понятно, там ведь под водой проложен коллектор на станцию аэрации. Если якорь бросить, можно повредить, и всем будет плохо.

Склад песка

Вход выглядит неприступно:

ворота склада песка Київміськбуда

Я согласен, что если не оградиться, то будут воровать, особенно, если можно подъехать машиной. А на великах там просто тяжело ездить — в лучшем случае по кромке воды, в худшем — по песку. Но вот полностью запретить ходить на мыс было бы нехорошо.

Администрация тоже так думает, поэтому не установлена последняя секция забора:

Стойка забора в воде

Только опора есть на будущее, если рыбаки и люди вроде меня будут наглеть. Конечно, в крайнем случае останется возможность добраться по воде или перелезть/подлезть забор. Он не слишком высокий и к земле не впритык :)

Тут я постоял немного, думая, идти или нет. Во-первых, все-таки забор зачем-то; повысматривал людей и никого не заметил. Во-вторых, вечерело, а назад в темноте идти не хотелось. Но, с другой стороны, знал, что нескоро сюда приду ещё раз и неплохо бы все-таки дойти до конца. Решил двигаться бегом :) По кромке воды, по красивым перекатам, перепрыгивая протоки.

перекат на Днепре

Две ржавые баржи, припаркованные недалеко от забора, решил посетить на обратном пути.

Склад песка представляет собой четыре или пять больших куч, разделённых широкими «проспектами», изъезженными самосвалами.

дорога между песчаными горами

У берега стоит яркий представитель технического флота. У него на корме и носу есть длинные заостренные цилиндры, видимо, ими дно долбят, если оно упрямое и не хочет по-простому. Может быть, он тоже умеет сосать песок, а может пользуется для этого услугами обычных земснарядов. Кажется, ещё он похож на погрузчик.

От него вокруг всего мыса тянутся землесосные трубы. Никогда ещё не видел таких сложностей:

развязки землесосных труб

Где-то тут сфотографировал птицу высоко в небе, и Хусточка потом разузнал, что это хищник под названием зимняк.

На мысе

Мыс шириной от полутора метров до 30-40, длиной около 600 метров. Можно было бы называть его косой. Только на нем растительности полно и высотой он до полутора метров. Похоже, что он остаток чего-то большего, от которого отъели порядочную часть земснарядами. Или наоборот, его намыли. По нему перебежками пробирался то по кромке воды, то по заросшей тропинке, смотря на красивые отмели по бокам.

отмели у берегов мыса на Жуковом острове

Недалеко от своего окончания мыс перемыт. Проливчик неглубокий, кажется, его можно при желании перейти, сняв обувь и штаны :) Но добрые землесосники положили тут конец бездействующего рукава своих труб. Может, это рыбаки сделали, не знаю. А может землесосники любят порыбачить в свободное время :) Я, конечно, прошёл по трубам, пару раз попрыгав, чтобы на них залезть. На трубах были следы, и на песке с той стороны тоже.

хождение по трубам

Дальше с треском, полубегом напролом по заросшей тропинке двигался к цели. Удивился немного, увидев трёх рыбаков. Вот чьи следы были на трубах и около. С самого конца мыса видно остров Ольгин, к нему на фотке припарковался белый теплоход. А сам мыс в этом месте несимпатичный — заросший, низкий, возможно, иногда заливается. Я достал одну «камышину» или «рогозину» в качестве трофея.

----------

Здесь уже проходит граница Киева, если верить карте визикома. Как раз за границу на противоположном берегу выведен канал станции аэрации через первый шлюз. Там с этими шлюзами тоже очень интересно — канал длится до самой Украинки и шлюзов на нем как минимум пять. А вокруг дачи, коттеджи, намывные полуострова. Место около первого шлюза с этого берега выглядит густонаселённым, вокруг богатые дома.

Отсюда той же дорогой и трубами шёл назад. По пути сфотографировал тот же вертолет, который тоже возвращался. Конечно, ещё надо было слазить на две ржавые баржи, зачем-то припаркованные бок к боку у самого берега, все в мокром от дождя песке.

две ржавых баржи

Вот и всё. До темноты я вполне успел добраться до Корчеватого. Темнело, когда я уже сидел в маршрутке и слушал смешной разговор сильно пьяных рыбаков.

Эту табличку увидел уже у самого Корчеватого, опять вразрез с моими представлениями. Но в общем, всё ясно. Газопровод, как газопровод :) У нас в квартире — газ.

Боярське ЛВУМГ

Газопровід
високого тиску!
до ГРС ТЕЦ-5
Охоронна зона
150 м
0,8 м 0,6 м
—→
Місто Боярка
Телефонувати
8(044) 406 32 03

8(044 98) 43 19 3

5,2 км

Маршрут на карте Wikimapia, упрощённо (километра четыре потеряно)
Жуков остров зимой

Все путешествия